Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 14:39

Персональный сайт Тарасенко Ирины Юрьевны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [5]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 19
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА РУССКАЯ ГРАМОТА 1 КЛАСС
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Русская грамота» – учебный предмет, интегративный по своему содержанию, относится к образовательной области «Язык и литература», которая является важнейшим компонентом государственного образования на уровне начального образования. Роль предмета обусловлена статусом русского языка как средства межнационального общения в Республике Казахстан и его значимостью в решении образовательных и воспитательных задач. Объектом изучения учебного предмета «Русская грамота» являются: - звуковая и буквенная (графическая) система русского языка; - элементарные сведения о единицах языка и речи (звук, буква, слог, слово, предложение); - некоторые правила правописания; - тексты детской художественной литературы. «Русская грамота» изучается в 1 классе на протяжении всего учебного года: в добукварный (подготовительный период), букварный и послебукварный периоды. Особенностью учебного предмета является интегрированное содержание обучения: учебные задачи чтения, письма, развития связной речи решаются в рамках единого урока на едином лексико-грамматическом материале (буква, слог, слово, предложение, текст). Усвоение материала осуществляется в условиях совместной деятельности учителя и учащихся, в непосредственном их общении, которое дает возможность обучить способам формирования чтения и письма и произвести самоанализ полученных результатов образования, объективную информацию о продвижении ученика в его обучении и личностном развитии. Обучение грамоте осуществляется с помощью современного варианта аналитико-синтетического метода, в котором учтены новые данные лингвистической, педагогической и методической науки, с помощью которого решаются задачи воспитания и развития личности ребенка. Общие цели учебного предмета. 1. Сформировать навыки чтения и письма, развить связную речь учащихся в условиях совместной деятельности учителя и учащихся, личностной продуктивной деятельности обучаемых; научить использовать полученные результаты обучения в реальной жизни для решения практических задач общения. 2. Воспитать гражданские, духовно-нравственные, качества личности обучаемого, стремление к творческой самореализации индивидуальных качеств в процессе обучения. Задачи учебного предмета определены по каждому периоду обучения грамоте: 1. Подготовительный период: - приобщение учащихся к учебной деятельности; - подготовка к чтению (развитие фонематического слуха, фонемной ориентировки в слове, «чтение» слова по звуковым схемам); - подготовка к письму (развитие мелкой мускулатуры руки, рисования, штриховка, обводка с соблюдением рабочей строки, письмо основных элементов букв), - обогащение словарного запаса, связной речи на материале текстов, имеющих возможности нравственного и патриотического воспитания. 2. Букварный период: - изучение букв русского алфавита (печатных и письменных, строчных и заглавных), умение соотносить звуки и буквы, фиксировать данное соответствие / несоответствие в звукобуквенной схеме; - слоговое плавное чтение слогов, слов с переходом на чтение целого слова, чтение предложений, небольших связных текстов; - письмо букв, слогов и слов с данными буквами; письмо предложений; - развитие связной речи на материале читаемых текстов, воспитание нравственных и духовных ценностей. 3. Послебукварный период: - совершенствование навыков чтения и письма; - формирование элементарных представлений о единицах языка (звук, слог, слово, предложение); - овладение элементарными нормами орфографии; - развитие связной речи на материале читаемых текстов и собственного сочинительства. Отбор содержания учебного предмета «Русская грамота» подчинен лингводидактическим принципам: 1. Принцип научности, который реализуется как в отборе программного материала, так и в обучении учащихся элементам научного поиска. 2. Принцип доступности: как учет возрастного развития всех учащихся, так и особенностей конкретной личности обучаемого. 2. Принципы наглядности, преемственности, систематичности проявляются в овладении способами деятельности при обучении чтению и письму. 3. Принципы сознательности и активности, когда ученики проявляют активность, являются субъектами деятельности. Недельный объем учебной нагрузки составляет 7 часов. Годовой объем учебной нагрузки – 224 часов. 1 полугодие: подготовительный период – 14 часов (7 х 2); 1 полугодие: букварный период – 119 часов (7 х 17); 2 полугодие: послебукварный период – 91 час (7 х 13). II. БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА Всего 224 ч (7 часов в неделю) Подготовительный период – 14 ч 1. Основные единицы речи (слушание, говорение). Речь. Для чего нужна людям речь. Слово, предложение, текст - единицы речи. Их роль в общении. Слушание и распознавание в звучащей речи предложений, слов в предложении. Порядок и количество слов в предложении. Графическое обозначение слова, предложения. Слово как название предметов (ознакомление): «Слово называет все, что вокруг нас», «Слово может утешить», «Доброе слово», «Вежливое слово» и др. Слог, ударение. Деление слов на слоги (устно), выделение ударного слога при произношении слова. Графическое обозначение слогов в схеме слова, обозначение знаком ударения ударного слога в схеме. Звук. Различение звуков окружающего мира и звуков речи. Выделение звуков из слова: гласные и согласные, твердые и мягкие. Графическое их обозначение (гласный – красная клеточка, твердый согласный – синяя, мягкий – зеленая клеточка). Звуковой анализ слова, составление звуковой схемы слова: определение количества звуков, их последовательности в слове, качественная характеристика звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие). Определение количества слогов по количеству гласных (красных клеточек) в слове. Упражнения со схемами: подбор слов к соответствующим звуковым и слоговым схемам слова; придумывание слов с заданным начальным звуком, составление предложений по схемам. 2. Развитие видов речевой деятельности: слушание, говорение, чтение, письмо. Слушание (аудирование) произведений устного народного творчества, детской классической литературы: русские, казахские, зарубежные народные сказки: «Колобок», «Репка», «Лиса, Заяц и Петух», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Чудесная шуба Алдара Косе», «Красная Шапочка и Серый волк» и др.; разучивание наизусть стихотворения А.Барто, К.И..Чуковского, С.Михалкова, С.Я.Маршака, Б.Заходера, Э.Мошковской, Е.Благининой и др.; М.Алимбаева, А.Дуйсембиева, Ы.Алтынсарина и др. Говорение. Ответы на вопросы учителя. Пересказ услышанных текстов. Словарная работа по обогащению активного словарного запаса слов по лексическим темам: «Расскажи о себе», «Я и мои друзья», «Моя семья», «Город (село), где я родился»; «Что где растет», «Кто где живет»; «Кем быть? и др.; разыгрывание по ролям, чтение наизусть стихотворений. Составление устных сочинений, придумывание начала и конца сказки: «Чем могла закончиться сказка?», «А с чего все началось?» и др.; сочинение рассказов и сказок по картинке и личным впечатлениям; описание природы («Мое любимое время года», «Золотая осень», «Как мы ходили в лес» и др.). Работа над звуковой культурой речи: «произносительные разминки» со скороговорками, загадками, потешками с целью дифференциации смешиваемых детьми звуков: Л-Р, З-С, С-Ш, Ш-Ж, З-Ж, П-Б. Подготовка к чтению. «Чтение» графических схем (трех-, четырех- звуковых с открытым (СГ) и закрытым (ГС) слогом, со стечением согласных (ССГ)) слова: подбор к звуковой схеме соответствующих по звуковому составу слов и «прочтение» схемы с ориентировкой на гласные (красные квадратики). Подготовка к письму. Правильная осанка, наклонное расположение тетради, умение держать ручку при письме. Формирование пространственной ориентировки на странице тетради (верхняя и нижняя строчка, справа, слева); зрительное восприятие: различение цвета, фигур, их расположение на странице тетради. Понятие рабочей (узкой) и нерабочей (широкой) строки; соблюдение рабочей строки при выполнении письменных заданий. Рисование, штриховка, обводка контуров, соединение линий и фигур, раскрашивание узоров, бордюров непрерывным движением руки, письмо элементов букв, вычерчивание прямых, ломаных, волнистых линий; рисование знакомых предметов. Письмо элементов строчных букв. Специальные упражнения для развития глазомера, физические упражнения для развития кисти рук, мелких мышц пальцев, сопровождаемые речевыми упражнениями, скороговорками, стихотворениями. Букварный период – 119 ч Чтение и письмо 1. Основные языковые единицы Звуки и буквы: Гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, их обозначение буквами. Обозначение мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, ь. Перевод звуковой модели (схемы) в звукобуквенную. Буквы печатные и рукописные, заглавные и строчные. Последовательность введения букв: 1 группа – а, у, и, о, ы; 2 группа – м, т, н, л, с, р, ш; 3 группа – к, п, б, г, д, з, ж; 4 группа – е, ё, в, й, ь, э, я, ю, х, ц, ч, щ, ф, ъ, ь (разделительный). Слог. Ударение. Различение слога в слове. Чтение слога с ориентировкой на букву, обозначающую гласный звук. Чтение слогов разной структуры: СГ (согласный + гласный), ГС (гласный + согласный); ССГ ( согласный + согласный + гласный), СГС ( согласный + гласный + согласный ) и др. Последовательность и количество слогов в слове. Ударный слог. Постановка знака ударения в слове; выделение голосом при чтении ударного слога. Гласные в ударных и безударных слогах. Слово. Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение слов различной структуры: односложные слова закрытой структуры (кот, дом); двусложные слова с открытыми слогами (ма-ма, мы-ло), с открытым и закрытым слогом ( ма-лыш); двусложные слова с первым обратным слогом ( Ан-тон); односложные и двусложные слова со стечением согласных (мост, со-сна); пары слов с мягкими и твердыми согласными (лук- люк, мышка-мишка); глухими и звонкими согласными (палка-балка, суп-зуб); слова с йотированными гласными в начале и середине слова (ель, мель; еж, клен); слова с мягким знаком на конце и в середине слова (конь, коньки); слова с разделительным твердым и мягким знаком (объявление, листья). Списывание с печатного и рукописного текста; письмо слов под диктовку, написание которых не расходится с произношением. Письмо сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Предложение. Различение границ предложения. Осознанное, правильное, выразительное чтение предложений, состоящих из 2-5 слов. Списывание предложений с образцов рукописного и печатного текста. Письмо под диктовку предложений, состоящих из 2-3 слов. Текст. Осознанное, выразительное чтение текста (слоговое чтение и целыми словами), состоящего из 5-10 предложений. Комментированное, выборочное чтение текста (по вопросам). Письмо связного текста под диктовку (3-4 предложения) со словами, написание которых не расходится с произношением. 2. Обогащение словарного запаса. Развитие связной речи. Звуковая культура речи. Разучивание и произнесение чистоговорок, скороговорок, стихотворений, загадок и др.; различение на слух и произнесение смешиваемых звуков ( л-р, с-з, щ-ж, п-б,с-ш и др.) . Работа над словом. Словарная работа: обогащение, уточнение, активизация в речи словарного запаса детей, использование слов для названия предметов, действий, признаков предмета. Воспитание языкового чутья к смысловым оттенкам слов (слова с уменьшительно-ласкательным значением). Умение использовать в своей речи эмоционально-оценочные слова для выражения своих чувств, оценки прочитанного. Работа над предложением и текстом. Составление предложений, текста по опорным словам. Пересказ связного текста, составление диалогов на материале букварных текстов; ответы на вопросы по прочитанному, восстановление текста по данному началу или концу; творческий пересказ, словесное рисование, составление рассказов по аналогии, по личным впечатлениям; составление рассказов по картинкам букваря, по серии картинок, объединенных общей темой, развернутое объяснение содержания букварного текста. Внеклассное чтение: чтение небольших художественных произведений (1-2 страницы) детской литературы; умение узнавать книгу, рассматривать иллюстрации, рассказывать содержание сюжета, описывать героев произведения. Послебукварный период - 91 ч Чтение. Письмо. Чистописание. Развитие речи Чтение художественных и научно-популярных рассказов, стихотворений известных детских писателей русской, казахской и зарубежной литературы (объем – 0,5-1,5 страницы): А.С. Пушкин, К.И. Чуковский, С. Маршак, М. Алимбаев, А. Дуйсенбиев, Б. Заходер, Г. Скребицкий, Бр.Гримм, Э. Успенский, В. Бианки, К.Г. Паустовский и др. Чтение текстов по темам: 1.Зимняя сказка. 2. Мир вокруг нас. 3. Сказка за сказкой. 4. Наши добрые дела. 5. Друг в беде не бросит. 6. Смешные истории. 7. На дворе звенит капель. 8. Наша Родина – Казахстан. Внеклассное чтение 1) Самостоятельный выбор книг для внеклассного чтения (сказки, рассказа, стихотворения, произведения устного народного творчества). 2) При работе с книгой различать основные ее элементы (переплет, обложку, страницы); ориентироваться в содержании, иллюстративном материале, назвать автора; отвечать на вопросы по содержанию, давать оценку героям, событию, которому посвящена книга. Умение сравнивать прочитанную книгу с другими книгами, оценивать ее. Организация книжных выставок, различных игр, конкурсов на лучшего чтеца, знатока детских книг. Знание наизусть стихотворений, загадок, пословиц (не менее 8-10). Чтение и пересказ прочитанного близко к тексту (не менее 3-5). Письмо. Общее понятие об основных единицах языка, их использовании в речи: звук, буква, слово, слог, предложение, текст. Гласные звуки и буквы Ударение. Ударные и безударные гласные. Согласные звуки и буквы. Алфавит. Слово - часть нашей речи. Слово называет предмет. Слово называет действие. Слово называет признак предмета. Слово – имя собственное. Письмо в соответствии с орфографическими правилами правописания: Перенос слов по слогам (практическое применение правила). Заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения. Безударные и ударные гласные. Мягкий знак на конце и в середине слова. Гласные после шипящих (жи-ши, ча-ща, чу-щу). Правописание предлогов со словами. Чистописание. Закрепление каллиграфических навыков: письмо букв (в порядке алфавита), правильное соединение букв в слогах, словах. Развитие связной речи. Работа по обогащению словарного запаса и связной речи: пересказ прочитанного, ответы на вопросы по содержанию текста; творческая перестройка текста (придумать, добавить содержание прочитанного по картинам, опорным словам, по данному началу; делить текст на части, озаглавливание частей; устное словесное рисование картинок к тексту. Развитие навыков общения: разыграть диалог на определенную тему: 1. «Я люблю это время года. А ты?» Цель: доказать, почему нравится это время года. 2. «Здравствуй, это я!» Цель: рассказать о себе, своих увлечениях, семье, о друзьях. 3. «Приезжай ко мне в гости!» Цель: описать родной край, его красоты, научиться вежливому и внимательному общению с гостями. 4. «Я видел этот (фильм, спектакль)». Цель: уметь рассказать увиденное, заинтересовать собеседника. 5. «Я пишу письмо другу». Цель: научить писать письма. 6. «Давай поиграем!» Цель: принять участие в словесных играх: «Словарный сундучок»: «Кто больше знает слов», «Доскажи словечко», «Кто лишний», «Слово в гости к нам пришло» и др.; общение в группах, составление диалогов, инсценирование, ролевые игры: «Будем вместе играть!», «Мы идем в гости», «Разговор по телефону», «А что у вас?», «Сказка в гости к нам пришла», «Я покупаю продукты» и др. III. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К концу 1 класса учащиеся должны Знать: - все буквы русского алфавита и правильно называть их; - основное отличие звука от буквы (звуки произносим и слышим, буквы видим, пишем, называем); - деление слова на слоги, перенос слова. Уметь: - различать в слове звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие; правильно произносить их; - обозначать звуки буквами; производить звуковой и звукобуквенный анализ слов (в соответствии с минимумом); - делить слово на слоги; выделять в слове ударный слог; - переносить слово по слогам (простые случаи); - вычленять слова из предложения, предложение из текста; - осознанно, правильно и плавно читать слоги, слова с ориентировкой на гласную букву; - выразительно читать предложения, соблюдая паузы и интонацию конца предложения; - каллиграфически правильно писать строчные и заглавные буквы, слоги и слова, списывать их с печатного текста; - писать под диктовку слова, предложения из слов, не расходящиеся в произношении и написании (3-5 слов), - писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, слова с мягким знаком на конце и в середине слова, слова с йотированными гласными в начале и середине слова; - находить границы предложения, ставить точку в конце предложения, писать первое слово предложения с большой буквы; - писать имена, фамилии и клички животных с большой буквы; - читать связный текст, отвечать на вопросы, пересказывать прочитанное; - писать предложения (из 3-4 слов), текст (не более 10—15 знаков); - передавать содержание текста по вопросам (15-20 знаков), - устно составлять текст из трёх-пяти предложений на определенную тему. IV. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Особенностью курса обучения грамоте является его интегративное содержание – объединение содержания чтения, письма, развития речи на уроке грамоты. Формирование всех видов речевой деятельности на уроке грамоты осуществляется посредством включения ребенка в познавательную деятельность: как научиться читать и писать? Совместно с учителем ученик познает способы чтения и письма слога, слова, предложения. Деятельностный подход в обучении грамоте формирует у учеников умение наблюдать, делать сравнения, выводы, понимать необходимость использовать полученные знания в жизни. Объектом обучения чтению и письму является единый лексико-грамматический материал (звуки и буквы, слоги, слова, предложения), хотя и разный по объему в зависимости от вида речевой деятельности. При этом каждый объект содержания обучения требует определенного выбора способов деятельности для его овладения. Реализация задач обучения грамоте начинается с выбора метода обучения чтению и письму. Анализ современных методов обучения (Д.Б.Эльконин, В.Г.Горецкий и др.) позволяет сделать выбор в пользу слого-фонемного метода, который является вариантом звукового аналитико-синтетического метода (К.Д.Ушинский) и состоит из системы последовательных действий, направленных на распознавание границ слова, затем – слога , на узнавание в слоге гласной и прочтение слога с «ориентировкой на гласный слога». В основе данного метода лежит деятельностный подход учащегося к овладению механизмом чтения слога. Так, постановка цели – научить читать слог – требует от учащегося овладения рядом операций: 1) распознавание границ слога; 2) графическое обозначение слога; 3) видение гласной в слоге; 4) видение согласных в слоге; 5) слитное произнесение согласных в укладе с гласным, т.е., слитное произнесение слога с ориентировкой на гласный. Чтение слога начинается под контролем сознания: после того, как учащийся опознает в слоге гласную, он переключает свое внимание на предыдущие и последующие согласные и произносит их слитно «в укладе с гласным». Т.е. процесс формирования навыка слогового чтения представляет собой движение от общего (узнавание слова, слога) к частному (узнавание гласной буквы и согласных слога) и от частного (от букв) к общему – (чтению слога – согласных в укладе с гласным). Обучение грамоте начинается в 1 классе с традиционного звукового (подготовительного) периода, так как для успешного обучения чтению необходимо, прежде всего, развить речевой слух ребенка, научить его слышать звуки в слове, вычленять из речи основные единицы – слова и предложения. Сформированность фонематической ориентировки в слове – важное условие успешного овладения буквенной (графической) системой языка. Поэтому в подготовительный период учащиеся совместно с учителем решают задачи звукового анализа простейших слов. Умение слышать звуки в слове и составлять звуковую схему служит основой перехода к усвоению буквенной (графической) системы языка, составлению звукобуквенной схемы, в которой отражена особенность обозначения звуков буквами - совпадение/ несовпадения звуков и букв русского языка. Научить ребенка в подготовительный период слышать, например, в слове ёж три звука, – это значит заложить основы правильного чтения и письма в букварный период, когда звуки обозначаются буквами и требуется обозначить два звука одной буквой – ё. Только в организации совместной деятельности учителя и ученика по построению сначала звуковой, а затем и звукобуквенной схемы, учащиеся приходят к выводу о невозможности вписать в звуковую схему буквы Ё, так как «ее звуки занимают не одну, а две клеточки». Звукобуквенный анализ слов лыжи, мыши позволяет при составлении схемы увидеть расхождение между звучанием слова и его написанием: буква И не вписывается в звуковую схему, а надписывается над звуковой клеточкой. Работа над звуковыми и звукобуквенными схемами – это поисковые задачки, которые вызывают большой интерес у учащихся, развивают их логику мышления, помогают осуществлять самоконтроль за приростом своих знаний. «Запуск» механизма чтения начинается уже в подготовительный период, когда учащиеся составляют звуковую схему слова и «прочитывают ее, ориентируясь на гласный (красный квадратик) и согласные слога (синие и зелёные квадратики). Таким образом, творческая работа над звуковым анализом ориентирована на результат обучения – формирование позиционного чтения, а именно: 1) умение подбирать к звуковой схеме слова с одинаковым количеством звуков: шар, мяч, дом, сом и др. и «читать» их по схеме; 2) умение строить звуковую схему с твердыми и мягкими согласными и произносить («читать») слово в зависимости от твердой/мягкой фонемы. Чтение схемы, как творческий процесс, продолжается в букварный период, когда вводится звукобуквенная модель. Каждая вводимая новая буква соотносится со звуком, который она обозначает, и вписывается или надписывается над звуковой схемой при условии совпадения или несовпадения со звуком. Звукобуквенная схема – первая ступенька в формировании орфографических знаний, элементарных представлений о сходстве и расхождении звуковой и графической структуры слова. Совместная деятельность учителя и учащегося в познании механизма чтения и письма формирует у обучаемых такие ценностные качества личности, как готовность добывать знания и использовать их в реальной жизни для решения практических задач. Запуская «механизм» чтения и письма, учитель помогает ученику наблюдать, сравнивать, делать посильные выводы и ощущать радость полученных результатов в чтении и письме. Содержание программы «Русская грамота» предоставляет учителю широкие возможности для развития творческой инициативы учащихся в освоении универсальных способов действий. Овладеть чтением и письмом – это значить усвоить способы деятельности, основными компонентами которой становятся: 1) знания единиц языка (что я знаю); 2) какими способами нужно овладеть знаниями (я знаю, как); 3) понимать, зачем необходимо усвоить эти знания (я знаю зачем); 4) самооценка результата полученных знаний (я знаю и умею).
Категория: Мои статьи | Добавил: Ирис (16.12.2012)
Просмотров: 1937 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Музыка
Архив записей
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz